1. Немного генетики или повторение пройденного в поисках нового.

В каждом новеньком ребенке, как известно, половина мамы и половина папы. Информация о наследственности записана в генах, которые являются участками двойной спирали молекулы ДНК, которая в темном чулане... в ядре клетки хранится, в доме который построил Джек. А дальше все знают - раз, и у нас уже новенькая клетка, с новенькой ДНК, составленной из ДНК яйцеклетки и сперматозоида.
Но не вся генная информация хранится в ядре. В клетках есть еще такая забавная закорючка - митохондрия, энергетическая станция на дому. И опа - она оказывается тоже содержит ДНК! Такую клевую ДНК назвали Митохондриальная ДНК (мтДНК), свернута она в кольцо и несет в себе немного ценной информации, как я поняла, в основном о правильном клеточном дыхании.
Не очень понятно откуда она взялась, похоже, что у ученых преобладает версия "однажды так вышло". В конце концов сами митохондрии когда-то были вольными бактериями и только позже их захватили древние клетки не умеющие дышать, читай добывать энергию из кислорода. Долго ли, коротко ли, но в итоге все устаканилось и пришло к симбиозу, прощай независимость.
Так что заинтересовало меня сегодня? Оказывается, мтДНК наследуются только от матери. Отцовские митохондрии помечены специальным белком, предписывающим их уничтожение, когда дело уже сделано. Интересно почему.
Мы имеем набор генов, который переходит только от матери, из поколения в поколение. Плюс эта ДНК подвержена мутациям в большей степени, чем ядерная, но при этом не подвержена рекомбинации - обмену генной информации между мужской и женской клетками. То есть ее легче наблюдать и находить закономерности. Именно это позволило проследить происхождение собак от диких волков. Но что нам собаки. Исследование митохондриальной ДНК в популяциях человека позволило вычислить «митохондриальную Еву», гипотетическую прародительницу всех живущих в настоящее время людей.(с)
Но, разумеется, это не одна конкретная женщина, а просто абстрактное племя, обладающее более-менее однородной генетической информацией, что дошла до наших дней. Значит носители прочих мтДНК существовали, но не дожили до возможности передать свои гены дальше. Или у них не было дочерей)
Когда это было? Тут ученые все время пересчитывают, но что-то около 120 тыс. лет назад, плюс-минус еще 20 тыс. лет.
Хотя может и 180-200 тыс. лет. Пока не ясно)

2. О чем я думаю когда это читаю?

Я думаю о науке, о всех этих пионерах микроскопа и пробирок, которые пытаются ухватить истину за хвост, но хвостов у истины девять и на каждом по сотне перьев, и в каждом пере по тысяче волосков. И куда бы ты ни копнул, ты видишь бездну, бездну новых вопросов и каждый рождает еще, еще и еще. Это путь любого практикующего ученого, работающего с чем-то сущим - то, что можно потрогать руками, потыкать иголкой.
Потом я думаю о гуманитарных науках, пытающих объять и вовсе необъятное - откуда есть пошла наша душа и чего ей надо для счастья. Тут хвостов вообще не уловить, ведь они всего лишь воображаемые отражения гипотетических нематериальных сущностей.
А дальше я вспоминаю милую и четкую математику, которая замкнулась в теоретическом мире наложенных ограничений и, тем не менее, я уверена, в итоге отыщет Великое Уравнение Всего. Считайте это актом веры с моей стороны.

3. Мудрая мысль.

Мысль у меня такая: великая праматерь, что стоит у восточных ворот, все еще смотрит нам вслед и, вскинув руку, благославляет своих детей.
И пусть сегодня это будет Ута.